Обкатка коллекторного двигателя радиоуправляемой модели

Вывешивание модели для обкатки коллекторного двигателя

Что такое обкатка двигателя, зачем она нужна, как её провести, чтайте в нашей статье!

Если вы приобрели модель с коллекторным электродвигателем, то желательно провести его обкатку.

Если модель с безколлекторным двигателем, обкатка не нужна.

Сначала немного теории, для чего нужна обкатка: у коллекторного двигателя с завода щётки недостаточно плотно прилегают к контактным пластинам и площадь их соприкосновения недостаточно большая. Из-за этого, особенно при больших нагрузках проходящий ток сильно разогревает щётки, что может привести к сколам, ямкам, бороздкам на щётках, а в худшем случае и к прилипанию щёток к пластинам. Всё это приводит к падению мощности, снижению срока службы или выходу из строя коллекторного электродвигателя.

Притёртые (обкатанные) и непритёртые щётки коллектора электродвигателя.

Обкатка позволяет увеличить площадь соприкосновения щёток с пластинами, что положительно сказывается на увеличении мощности и срока службы электродвигателя.

Как провести обкатку?

Вариант 0 – сверхпростой.

  1. Полностью заряжаем аккумулятор, ставим в модель, плавно катаемся без резких ускорений, торможений, самый полный газ не даём.
  2. Катаемся до разрядки аккумулятора.
  3. Даём двигателю остыть.
  4. Повторяем пункты 1-2.
  5. Обкатка пройдена.
  6. Минус этого способа в том, что пыль со щёток остаётся в двигателе.

Вариант 1 - простой и быстрый, если невтерпёж уже покататься.

  1. Снимаем с модели корпус, устанавливаем шасси модели так, чтобы ведущие колёса свободно висели в воздухе. Для этого можно поставить модель на подпорку или просто перевернуть её «вверх ногами».
  2. Включаем аппаратуру управления, включаем модель, нажимаем курок газа процентов на 15-20% от полной мощности, неважно в какую сторону или чтобы не держать курок, выставляем газ триммером, для тех, кто знает, что это такое :). Держим такие обороты 30-40 секунд, затем отпускаем курок или выставляем триммер в нейтральное положение.
  3. Поднимаем модель и продуваем все щели в двигателе, которые увидим, можно дуть самому, можно продуть компрессором или насосом. Это нужно для того, чтобы удалить мельчайшую пыль, которая образовалась в процессе притирки щёток. Если её не убрать она потом будет попадать в движущиеся части модели, что сократит их срок службы.
  4. Даём двигателю остыть.
  5. Повторяем пункты 2 и 3, с той лишь разницей, что даём 30-40% от полной мощности.
  6. Обкатка закончена.

Вариант 2 – простой, долгий, более щадящий и качественный.

  1. Снимаем с модели корпус, устанавливаем шасси модели так, чтобы ведущие колёса свободно висели в воздухе. Для этого можно поставить модель на подпорку или просто перевернуть её «вверх ногами».
  2. Включаем аппаратуру управления, включаем модель, нажимаем курок газа процентов на 15-20% от полной мощности, неважно в какую сторону или чтобы не держать курок, выставляем газ триммером, для тех, кто знает, что это такое :). Держим такие обороты 30-40 секунд, затем отпускаем курок или выставляем триммер в нейтральное положение.
  3. Поднимаем модель и продуваем все щели в двигателе, которые увидим, можно дуть самому, можно продуть компрессором или насосом. Это нужно для того, чтобы удалить мельчайшую пыль, которая образовалась в процессе притирки щёток. Если её не убрать она потом будет попадать в движущиеся части модели, что сократит их срок службы.
  4. Даём двигателю остыть.
  5. Повторяем пункты 2 и 3, но держим обороты около 2 минут, можно больше. Некоторые рекомендуют таким образом полностью выкатать 1-2 зарядки аккумулятора.
  6. Обкатка закончена.

Вариант 3 – сложный, подойдёт для опытных умеющих собрать-разобрать модель и умеющих обслужить двигатель.

  1. Снимаем коллекторный электродвигатель с модели.
  2. Опускаем его в стакан с водой, можно обычной из-под крана, но лучше дистиллированной.
  3. Подключаем к контактам двигателя одну-две батарейки типа АА или ААА, полярность не важна, можно запитать и от родного аккумулятора.
  4. Ждём 3-10 минут.
  5. Радуемся, какая у нас получилась грязная водичка в стакане.
  6. Достаём двигатель, меняем воду.
  7. Повторяем пункты 2-5, но меняем полярность, чтобы вал двигателя крутился в другую сторону.
  8. Достаём двигатель из воды, даём ему поработать ещё минуту-две, для просушки.
  9. Отключаем батарейку, можно дополнительно подсушить двигатель феном.
  10. Обязательно смазываем необходимые втулки, подшипники в двигателе, т.к. вода по большей части вымоет заводскую смазку.
  11. Обкатка закончена.
  12. Плюсы водной обкатки: жидкость хорошо отводит тепло, ограничивая возможность возникновения электрической дуги, смывает продукты притирания, тормозит двигатель (за счет своей вязкости), обеспечивая ему нагрузку. Результатом является более гладкая поверхность контактов, отсутствие пыли внутри мотора, что тем самым улучшает параметры мотора и увеличивает срок его службы.

Какой бы вариант обкатки вы не выбрали, рекомендуется, первые десять минут катания не давать максимальную нагрузку на электродвигатель.

Пример вала электродвигателя, после водной обкатки нужно обязательно смазать подшипники.

 

Фотоальбом: 
Пример вывешивания модели для обкатки коллекторного двигателя на ящике
Пример вывешивания модели для обкатки коллекторного двигателя на деревянном бруске
Яндекс.Метрика